Некоторые аспекты размножения сенполий.Особенности вегетативного размножения фантазийных сортов.
  © В.Д. Парамонов
Некоторые особенности выращивания сенполий при искусственном освещении.
©  В.Д. Парамонов

Все авторские права на данную статью принадлежат только автору - В.Д. Парамонову.
Любое использование материалов статьи возможно с разрещения автора   slava-julia@mtu-net.ru,
При цитировании текста статьи обязательна ссылка на автора, название и источник публикации  http://www.violet-slava.ru
Любое нелегальное использование статьи означает автоматическое и немедленное преследование по закону.
Все права, не предоставленные здесь явно, сохраняются за Парамоновым В.Д.

    Свет является основным жизненно необходимым фактором, определяющим развитие и, самое главное, правильное цветение сенполий. Для нормального развития необходимое количество света, падающего на растения, определяется освещенностью, которая измеряется в люксах (лк), и продолжительностью освещения, измеряемой в часах (ч.).
    Для измерения величины освещенности падающего света применяются специальные приборы - люксметры. Для комнатных условий идеально подходит люксметр Ю-16.
    Сенполии относятся к растениям, предпочитающим рассеянный свет со средней освещенностью 1200 - 1800 лк. Однако не все сенполии одинаково реагируют на указанную величину освещенности. Так фиалки с более темными листьями лучше себя чувствуют при освещенности порядка 1800 - 2500 лк, а растения с более светлыми листьями и пестролистные - 1200 - 1500 лк. Следовательно, нужно создать такие условия, чтобы растения с более темными листьями располагались на одной полке, а растения с более светлыми - на другой, получая при этом указанные выше нормы освещенности. Любитель, который не может себе позволить раздельного выращивания сенполий, может поступить следующим образом: растения с более темными листьями ставятся непосредственно под люминесцентными лампами, а сенполии с более светлыми - ближе к краям стеллажной полки.
    Коллекционерам-любителям следует также знать, что величина освещенности изменяется квадратично по отношению к изменению расстояния от источника освещения до освещаемого предмета (растения). То есть, если расстояние между источником света и растением сократилось в два раза, то величина освещенности увеличилась в четыре раза. Поэтому светильники с люминесцентными лампами можно крепить так, чтобы они перемещались вверх или вниз по отношению к полке стеллажа.
    Теперь поговорим о том, какое должно быть расстояние от источника света до кроны растения или, как некоторые считают, до полки стеллажа. Опираясь на сказанное выше, и имея прибор люксметр, можно с большой степенью точности установить необходимую величину освещенности для сенполий того или иного вида. Опытным путем было установлено, что расстояние от люминесцентной лампы до кроны растения (до верхних листьев) должно быть не менее 15 см. Кроме того было выявлено, что при использовании люминесцентных ламп сенполии растут значительно быстрее и быстрее зацветают, чем растения, стоящие на окне и потребляющие только естественный свет. Также отмечается, что растения, "воспитанные" под искусственным освещением, имеют более пышные листья, а синие цветы имеют более интенсивную окраску, чем обычно, однако красный цвет выражен не так ярко и, в лучшем случае, похож на цвет красного кирпича.
    Одновременно возникает вопрос, какова должна быть продолжительность освещения для нормального развития сенполий? Вопрос не простой и ответ на него не может быть однозначным. Например, Линдон Лайон светил свои фиалки до 16-18 часов в сутки, а на родине сенполий в Африке, вблизи экватора, где день равен ночи - продолжительность освещения равна 12 часам.
      В тоже время мы знаем, что наиболее интенсивный фотосинтез у растений проходит в утренние и вечерние часы. Интенсивность фотосинтеза зависит от внешних условий содержания сенполий: количества углекислоты, состояния почвы( фотосинтез у растений растущих на удобренных почвах, протекает интенсивнее; железо, магний, азот повышают концентрацию хлорофилла), температуры окружающей среды, влажности воздуха и т.д. Я рекомендую следующий режим освещения: утро с 830  до 1330 ; вечер: с 1600  до 2200 ,  но эти рекомендации правомерны лишь при освещенности 1800 лк и расстоянии от лампы до верхних листьев 18-22 см, при использовании традиционных ламп типа ЛБ и ЛД. В принципе зеленое растение аккумулирует световую энергию и сохраняет ее в виде химической энергии органических веществ образовавшихся в результате фотосинтеза. И за счет энергии органических веществ происходит рост и развитие растения, причем растут растения, когда свет отключается.
Простые советы из опыта
    Простейший способ определения рациональности освещения - это посмотреть на цветки и листья растения. Если растение хорошо цветет и листья нормальные блестящие, значит, оно получает достаточное количество света. Листья растут прямо на длинных черенках (как бы вытянуты кверху), цветов мало и они мелкие - значит растению не хватает света. Если листья бледнее обычного и закручиваются вниз к горшку, растение получает много света.
    И насчет продолжительности освещения - посмотрите на молодые, еще не полностью распустившиеся цветки, если вечером они закрылись, то можно свет выключать.

Новые источники дневного света
    Теперь мы переходим к наиболее интересному вопросу, то есть, каким же образом при искусственном освещении получить различную цветовую гамму сенполий, аналогичную или даже лучше, чем та, которая получается при выращивании в условиях естественного освещения.
    Свет - эта видимая область солнечного излучения или источника имитирующего таковое. Длина волны солнечного излучения колеблется в пределах от 400 до 760 миллимикрон и состоит из участков разного цвета с неодинаковой длиной волны, а именно (миллимикронах):

  фиолетовые лучи400 - 440
  синие лучи 440 - 490
  голубые лучи 490 - 510
  зеленые лучи 510 - 565
  желтые лучи 565 - 595
  оранжевые лучи 595 - 620
  красные лучи 620 - 760

    В обычных условиях любители сенполий используют стандартные отечественные лампы искусственного освещения ЛДЦ, ЛБЦ или просто ЛБ или ЛД, иногда их комбинируя. Однако указанные лампы или их зарубежные аналоги никогда не дадут хорошей цветовой гаммы у сенполий, так как колбы у них сделаны из обычного стекла, которое почти не пропускает самые полезные из спектра излучения: красные, оранжевые, желтые и тем более, ультрафиолетовые лучи. Лампы ЛБ и ЛД дают в основном спектр излучения слабо-желтый, зеленый, синий, кстати, зеленая часть спектра почти не воспринимается растениями. Вот от этого вместо настоящего красного цвета мы и имеем грязный кирпичный оттенок.
    За последнее время многие зарубежные фирмы стали выпускать люминесцентные лампы с различным спектром излучения. Так японские лампы:
    FLORA-GLO
    POWER-GLO
произвели целую революцию в цветочном мире, и их рациональное использование позволило получать окраску цветов сенполий настолько сочной, что люди, никогда не видевшие такого великолепия, были просто поражены и говорили: "Такого быть не может"!
    На Фото 1 и 2 приводятся гистограммы количественных характеристик спектрального состава ламп POWER-GLO и FLORA-GLO.


Фото 1. Гистограмма спектрального состава излучения лампы POWER-GLO.


Фото 2. Гистограмма спектрального состава излучения лампы FLORA-GLO.

    Известно, что у растений наиболее интенсивно фотосинтез идет при красно-оранжевых лучах, слабее - при сине-фиолетовых и его почти нет при освещении зелеными лучами. При освещении растений должна присутствовать некоторая доля ультрафиолетового излучения.
    Как видно из гистограмм на фото 1 и 2, спектральный и количественный состав энергии светового потока этих ламп как нельзя лучше способствует оптимальному фотосинтезу растений.
   Неплохие результаты получены при использовании перечисленных выше ламп в сочетании с лампами немецкой фирмы "OSRAM".
    Фирма PHILIPS выпустила серию ламп марки 'TL'D 18-36W/89, однако интенсивность их излучения такова, что расстояние от оси лампы до верхних листьев сенполий должно быть не менее 40 см. Для ламп же серии GLO  -  25-30 см. Безусловно, использование фитоламп приведет к перепланировке стеллажей, однако поверье мне (я экспериментирую с такими лампами уже три года) игра стоит свеч. Посмотрите, например, на моем сайте фото сенполии Festive Amethyst: при выращивании под лампами ЛБ она была просто синей. Люминесцентные лампы типа GLO хороши как для сенполий с красными цветками, так и для фиалок с синими. Могу обрадовать тех кто не любит крупных сенполий: лампы типа GLO излучают достаточно широкий синий спектр, что способствует формированию компактной розетки.
    У всех ламп с широким спектром излучения колбы сделаны из кварцевого стекла, поэтому следует учитывать, что:

  • кварцевое стекло пропускает повышенное количество ультрафиолетового излучения, поэтому сенполии, особенно молодые, надо очень медленно приучать к освещению такими лампами;
  • присутствие ультрафиолетового излучения способствует более интенсивному фотосинтезу и повышает иммунную защиту растений от некоторых заболеваний;
  • имейте ввиду, что излишняя доза ультрафиолетового излучения может перевести фантазийные фиалки в спорт (устойчивый мутант).
    На фото 3 и 4 представлен один и тот же снимок части стеллажа с лампами FLORA-GLO, при этом на фото 3 с использованием цифровой камеры имитирован розовый цвет излучения, идущий от ламп.


Фото 3.Фрагмент стеллажа с имитированным световым фоном излучения ламп FLORA-GLO


Фото 4.Фрагмент стеллажа с естественным световым фоном излучения ламп FLORA-GLO

    Возвращаясь к проблеме неестественного кирпичного оттенка красноцветковых растений, хочу обратить ваше внимание на Фото 4, где представлен целый набор красноцветковых узамбарских фиалок и листва нормальная зеленая, а сенполии действительно коралловые, красные, малиновые и кирпичного цвета нет, а сочность окраски цветка сделана не "кисточкой".
    И в заключение, хочу пригласить всех желающих к широкому обсуждению обозначенной проблемы. Если возникнут конкретные вопросы, задавайте их по электронной почте. Конструктивная критика также приветствуется.
    Статья переработана и дополнена с учетом анализа полученных материалов и вопросов 15.07.2002г.

Статья опубликована на сайте  http://www.violet-slava.ru   10.11.2002 г.

Стартовая!НазадНачало статьи