НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЖЕЛТОЦВЕТКОВЫХ СЕНПОЛИЯХ

Доктор Джеф Смит (Dr. Jeff Smith), университет штата Индиана.
Статья из журнала African Violet Magazine, Volume 54, #2, March-April 2001.

Авторский перевод   Юлии Парамоновой   ©.


Все авторские права на данную статью принадлежат только автору статьи и переводчику - Юлии Парамоновой.
Любое использование материалов статьи возможно с разрещения авторов   slava-julia@mtu-net.ru,
При цитировании текста статьи обязательна ссылка на автора, название и источник публикации  http://www.violet-slava.ru
Любое нелегальное использование статьи означает автоматическое и немедленное преследование по закону.
Все права, не предоставленные здесь явно, сохраняются за авторами.

    Я не думаю, что желтый цвет был изначально заложен в дикорастущих фиалковидных сенполиях. Я несколько раз обсуждал проблему желтого цвета с Ноланом Бланситом (Nolan Blansit) за год до того, как появились его желтоцветковые сорта His Promise-малый стандарт , Majesty и др.


HIS PROMISE

MAJESTY

    Нолан узнал, что я работаю над проблемой цветочных пигментов, и попросил изучить несколько его первых желтоцветковых сортов. В наших последующих беседах он никогда не упоминал об использовании им дикорастущих фиалковидных сенполий при выведении желтоцветковых сортов.
    Я также выращиваю все фиалковидные сенполии, и ни в одной из них нет никакого намека на наличие гена желтого цвета. Учитывая все сказанное выше, можно прийти к выводу, что фиалковидные сенполии не использовались при выведении желтоцветковых сенполий.
    Вероятно, желтый цвет является результатом того, что путь синтеза цветочных пигментов у сенполий отклонился в противоположную сторону от традиционного пути, направленного на формирование розовых, красных и синих оттенков. Этот процесс схож с процессом возникновения спортов при размножении фантазийных сенполий. Также и с пигментами: если генный "путь" открыт, развиваются стандартные синие и розовые цвета, если же этот "путь" закрыт, появляются желтые нетрадиционные оттенки. В некоторых случаях, генный "путь" открыт наполовину, придавая желтые полутона стандартным цветам.
    Желтый пигмент в сенполиях - это растворимый в воде пигмент, сходный с пигментом, обнаруженным в желтых петуниях. Этот желтый пигмент отличен от желтого пигмента на каротиновой основе, в воде не растворимого, содержащегося в орхидеях и томатах. Пигменты на каротиновой основе имеют более насыщенный цвет, чем растворимые в воде пигменты, вот почему желтые сенполии менее яркие и более редкие.
    Я полагаю, что желтые сенполии были выведены Бланситом путем интенсивных близкородственных скрещиваний его первых сортов-мутантов с желтым оттенком. Близкородственное скрещивание усиливает одни признаки и ведет к исчезновению других признаков. Например, у меня есть подозрение, что желтые мутанты Блансита имели гофрированную листву. Этот доминантный признак напрямую связан с гофрированными цветами. У многих желтоцветковых сенполий неровные, как бы уродливые, лепестки - возможное наследство линии "гофрированные листья - гофрированные цветы". "Непослушная" листва многих желтоцветковых - результат того же наследства.
    По всей видимости, желтый цвет тесно связан с фантазийным рисунком: на многих желтых цветах время от времени появляются то розовые, то голубые/синие точки. Это также влияние наследственности и близкородственного скрещивания. (От автора перевода: например, сорт Summer Carnival)

    Фантазийный рисунок - очень неустойчивая генетическая черта, и та же проблема со стабильностью желтых сенполий. Так, в отличие от других цветочных пигментов, желтый - наиболее подвержен воздействию температурных изменений и эффекту старения: количество желтого обязательно будет варьироваться при изменении условий окружающей среды.
    Таким образом, устойчивость цвета - основная проблема, возникающая при разведении и выращивании желтоцветковых сенполий, и, боюсь, мало, что можно сделать для ее решения. Подобная проблема актуальна также для сенполий с цветными краями и популярным ныне рисунком "пятно на каждом лепестке". Нам нравятся такие сорта, так что, ничего не поделаешь, приходится мириться и с трудностями их воспроизводства.
    Тем не менее, не все так печально, и особенно воодушевляют успехи, достигнутые в селекции желтых петуний. Я считаю, что подобных результатов можно добиться и в разведении желтых сенполий, необходимо только время, терпение и определенные усилия. Стандартное скрещивание может вернуть к жизни отодвинутые на задний план позитивные признаки и одновременно устранить ряд негативных признаков, вызванных первоначальным близкородственным скрещиванием. Наряду с этим должны продолжаться работы по выведению сортов с более ровным и насыщенным желтым цветом.
    Генная инженерия может сослужить хорошую службу в решении поставленной выше задачи. Новейшие генные технологии делают возможным использовать гены, ответственные за желтый пигмент на каротиновой основе для дополнения или полного замещения ими генов, отвечающих за растворимый в воде желтый пигмент, определяющий в настоящее время желтый цвет сенполий. Например, можно извлечь гены, ответственные за желтый цвет в орхидеях или розах, и переместить их в генетическую систему сенполий. Подобная манипуляция существенно повысила бы насыщенность желтого цвета и его устойчивость, а также заложила бы хорошую основу для дальнейшей селекции "настоящих" красных и оранжевых. Ведь у орхидей имеются в наличии оба желтых пигмента, и достижение подобного результата у сенполий вовсе не является фантастикой.

Статья опубликована на сайте  http://www.violet-slava.ru 06.02.2003 г.

Стартовая!НазадНачало статьи